2010-02-17
yanek

yanek: Заметки натуралиста. История женского платка

Женщина много потеряла, когда лишила
себя такого украшения, как платок.
 

                  Мужчина.

     Предшественником платка на Руси считается белое льняное полотенце с вышивкой – убрус, которым женщины издревле покрывали голову. С конца 17 века он уступает место платку, а спустя век, в русском языке появляется слово «шаль», позаимствованное из персидского языка, означающее большой узорный платок. Огромную и замечательную роль играет платок в ансамбле народного костюма как завершение головного убора или украшение, как повседневного, так и праздничного наряда. На примере традиций ношения головных уборов русского Севера - кокошников, подвойников (форма чепца, украшенного вышивкой, жемчугом или камнями-самоцветами на области лба) - можно увидеть различные манеры ношения и завязывания платков.


Кокошник

     Понятие «русский платок» признано в мире благодаря кропотливому труду талантливых российских художников и мастеров по ткацкому и красильному делу. Они создали оригинальный художественный образ, истоками для которого были традиции народного искусства и творческое заимствование из культур других народов. Красочные композиции на платке вторят резным узорам на наличниках домов, вышивкам на домотканых полотенцах и рубахах, росписи икон и прялок и тесно вплетаются повседневный нелегкий быт простого народа. 
     В платке гармонично сочетаются русская ромашка и персидский лотос, образы лебедя и павлина, иранские «бобы» и французские букетики «мильфлёр», солнечные розетки и античные вазы, а так же бесконечные вариации восточных орнаментов. Знакомство со способами украшения ткани начинается с ручного золотого шитья на нижегородских шёлковых косынках и каргопольском платке из хлопковой ткани. В их узорах сохранились древние образы-символы (дерево жизни, певчие птицы, гуси-лебеди) и более поздние – с французских тканей (виноград, вазоны, букеты с бантами).


Павлопосадский платок

     Промышленное производство набивных и узорных платков в России началось на рубеже 18-19 веков. Основой будущей российской текстильной промышленности были крестьянские хозяйства с красильнями и ручными ткацкими станками. Постепенно заменяя ручной труд, внедрялись паровые двигатели, ситценабивные машины, станки Жаккара для узорного ткачества. Русский текстиль стал завоевывать высокие награды на международных выставках, пришла слава и к русским платкам и шалям. Среди шерстяных платков первыми можно назвать тканые «ковровые» платки с восточными узорами. Техника ткачества уже тогда позволяла делать узоры одно- и двусторонними. Такие платки и шали были излюбленным украшением в одежде, особенно у женщин купеческого сословия.
     Когда-то ношение платка подчинялось в большей мере традициям. Все его модификации, как зеркало, отражали перемены в жизни женщины. Даже цвет платка зависел от возраста и положения дамы. Только в XX веке в России платок позволил себе "упасть" на плечи, которые уже не одно столетие укрывала восточная шаль из кашемира, ставшая модным дополнением европейского костюма благодаря жене Наполеона Жозефине.
     Лишь во второй половине XX века платок заслуженно становится аксессуаром. Женщины, мчащиеся в кабриолете, чью причёску пытается сохранить лёгкий шелковый платок, вызывали восхищение. Шифоновый шарф, несколько раз обёрнутый вокруг шеи, создавал образ романтической мечтательницы.


Елизавета II

      В конце прошлого века платок смело перемещается на талию и "играет" роль яркого пояса. В начале нового столетия происходит очередное "падение" - он оказывается на бёдрах, дополняя платье или джинсы.
     Маленький платочек, надвинутый до бровей, называемый "банданой", стали носить укротительницы стремительного "Харлея". Яркие платки, словно цветные бабочки, присевшие на ручку сумки, в одно мгновение научились превращать строгих бизнес-леди в беспечных красавиц. Платок-чалма, платок-топ, платок-юбка. Когда-то способы повязывания платка не отличались разнообразием: свободный узел под подбородком - "а-ля бабушка", концы назад - "а-ля колхозница" или "а-ля комсомолка", концы вперёд, перевязанные бантом, - "головка". Но это было давно, сейчас всё зависит только от фантазии.

     Сегодня считается, что истинная леди всегда имеет наготове шёлковый платок, а настоящая модница — даже не один, в одно мгновение, с помощью этого аксессуара, преображая и строгий костюм, и самое заурядное платье. Платки бывают классическими и кокетливыми, нарядными и необычными, тёплыми и лёгкими, но они всегда делают женщин более выразительными.
  
     Платок очень многообразен. Есть платок народный - красочный, живописный, нарядный. Есть платок траурный - черный. Есть платок строгий - монашеский. Но есть и платок белоснежный - платок сестры милосердия. И бескорыстное служение носительниц этого платка трудно переоценить.

     В первые годы нового, двадцать первого века, платки неожиданно превратились в элемент политики. Правительства Франции, Турции, Туниса и других стран запретили женщинам – мусульманкам носить платки (хиджабы) в общественных местах, в том числе в школах и институтах. В Дании осторожно зондируют общественное мнение по этому же вопросу. В государствах, запретивших ношение платков, прошли массовые митинги - как в поддержку, так и против этих решений. В результате, турецкие власти отменили запрет, а в ФРГ не решились его вводить.


Хиджаб

      В России платки могут носить женщины любых конфессий и где угодно. Более того, десять жительниц Татарстана через верховный суд добились права фотографироваться на паспорт в платках.
     Пока в некоторых странах ведут войну с платками, в России созданы общественные организации, пропагандирующие ношение русских народных платков. Девушек и женщин обучают их правильному ношению. Во многих городах проводятся многочисленные выставки под названием: «Платок - как часть народного костюма». Указанные мероприятия пользуются поддержкой со стороны властей, Русской Православной Церкви и многочисленных общественных организаций.

Ссылки на источники фотографий:
Кокошник: www.labinskcity.ru
Павлопосадский платок: medic.serioseo.ru
Елизавета II: www.moizvezdi.ru
Хиджаб: www.55a.net 

yanek (Россия) 

КОФЕ С ЯНЕКОМ (Салон) 

Предыдущие публикации этого автора: 

Заметки натуралиста. "Домовой"

"Золушка-принцесса". Фантазии на тему 2013 года

"День жизни". Рассказ

Заметки натуралиста. "Баба-Яга" 

Заметки натуралиста. "Женщины-кукушки"

"Подарок к Рождеству". Рассказ

Памяти актера Вячеслава Тихонова

"Подруги". Рассказ

"Лезгинка". Рассказ

Памяти Зиновия Гердта

"Ласточка". Рассказ

Бабушка из России

Восхождение на гору Моисея

"Наказание любовью". Рассказ

Утренний маршрут. Мужчины приехали. Рассказ

"Анна". Рассказ

Предсказание. (История любви). Часть 1

Предсказание. Часть 2

Мистика и ее роль в нашей жизни

авторизация
Регистрация временно отключена
напомнить пароль
Регистрация временно отключена
Copyright (c) 1998-2024 Женский журнал NewWoman.ru Ольги Таевской (Иркутск)
Rating@Mail.ru