2008-10-27
Наталья_Аверина

Хеллоуин 31 октября в Канаде

НАТАЛЬЯ АВЕРИНА

ЗАМЕТКИ ИЗ КАНАДСКОЙ ПРОВИНЦИИ

Заметка ВОСЬМАЯ. ХЕЛЛОУИН
НАЧАЛО ЗАМЕТОК


Хеллоуин в Канаде в 2007 году (из воспоминаний)
Хеллоуин - старинный кельтский праздник, празднуется в ночь с 31 октября на 1 ноября.
Также упоминается как «канун Дня всех святых».

И вот он, вот он, наконец-то наступил долгожданный Хеллоуин…

Я еще не видела приготовления к Рождеству (приехала сюда в июле 2007), но, мне кажется, что в Канаде готовятся к Хеллоуину не менее тщательно, чем к главному христианскому празднику. За месяц (!) начинают украшать дворы, заборы, окна, витрины магазинов и т. п.  Для человека, малознакомого с культурой этого старинного кельтского праздника, зрелище, мягко говоря, шокирующее. Я вот считала себя дамой продвинутой, и даже наряжалась ежегодно дома - то черным котом, то ведьмочкой. И все-таки, когда увидела здесь первый раз могильные плиты в качестве украшения садика перед домом, мне стало немножко не по себе…

Впрочем, после того, как эти плиты, кресты и черепа на колышках заборов появились повсеместно, стало как-то полегче… Рыжие же тыквенные головы, которые изначально (в древние времена) предназначались для устрашения нечистой силы, просыпающейся на одну ночь при переходе осени в зиму, сейчас делают не страшными, а, наоборот, очень веселыми. И соревнуются – у кого тыквенная голова лучше.

О костюме тоже стоит позаботиться заранее. Я беспечно думала «успею» до последнего момента (потому что в каждом магазине, даже в аптечном - целые отделы были отданы карнавальным костюмам и примочкам), но, увы, ошибалась. За два дня до праздника сбилась с ног искать рога, которые мне были необходимы (не карнавальные на ободке, а имитация настоящих,«растущих» изо лба. Выручила Мэри – нашли в стенном шкафу внушительную коробку со старыми костюмами (отдельно Хеллоуин, отдельно – Рождество), там же – ура – оказались и необходимые рожки со специальным клеем. Клей, не смотря на старость (несколько лет пролежал), оказался прочным и надежным.

Итак, утро 31 октября. Встаю в 6, гримируюсь, быстро завтракаю и бегу к остановке. Мой карнавальный вид воспринимается вполне нормально, потому что – вот там дядечка пошел с глобусом на плечах вместо головы, здесь дама с усами… Всё воспринимается как должное, даже как-то скучновато…

Зато в школе – весело с порога. Смех, гомон, музыка. Учителя щеголяют перед нами и друг перед другом в виде Пиратов, Франкенштейнов, Мертвых Невест (Тим Бартон тоже пошел в народ, да и Пираты, я думаю, стали особенно популярны после киношной трилогии). Кого только нет. Сначала, для разминки, играем в детсадовский танец «минус стул» (после того, как победитель просто смахнул мощной пятой точкой последнюю конкурентку, конкурс переименовали в «Лучшую задницу»), затем изготавливаем статуи из туалетной бумаги (проверено: два рулона хватает на отличную мумию). В общем, окончательно впадаем в детство. Единственная интеллектуальная игра: «Halloween-bingo» - это как наше русское лото, только в клеточках розданных карт вписаны слова-страшилки.


Перед ланчем устраивается соревнование. Каждый класс выбирает себе по тыкве и за сорок минут сооружает произведение «тыквенная голова». Занятие, надо сказать, не из простых.  Достаточно грязное, мокрое и требующее соблюдения техники безопасности. Зато когда «болванка» подготовлена (то есть, тыква опустошена), можно дать разгуляться фантазии. Каких только тыковок не сотворили… Мне, конечно, опять понравился «Чебурашка», которого опять (как в поезде в яблочные поля) назвали Микки-Маусом.

Несмотря на вольное расписание, «учимся» до положенного упора – до половины четвертого. Правда, вместо занятий, продолжаем играть в «испорченный телефон» и «немую корову», поедаем сладости в невероятных количествах  и рассказываем друг другу страшные истории.


Затем я еду с Мэри и Таранкой (не могу привыкнуть к тому, что у американцев принята одна форма имени, полная, поэтому мысленно всегда уменьшаю) в Дартмунт. Это соседний город с Галифаксом, соединенный мостом через залив. Мост очень красивый, уменьшенная копия Золотых Ворот в Сан-Франциско, поэтому, когда Мэри ругается на дорожную пробку, я предаюсь романтическим воспоминаниям о красивейшем американском городе.

Друзья Мэри (супружеская пара с двумя детьми, мальчик и девочка) живут в доме с видом на озеро. Вместо двора – деревянная площадка, которая вполне подошла бы для медитаций – вид на воду, можно любоваться на закаты. Пока дети переодеваются, а взрослые друзья обмениваются последними новостями, я уползаю на эту площадку подумать по-русски. Мысленно спорю с одним своим одноклассником, который накануне написал: «Хочу, чтоб дети жили ТАМ (имеется в виду Америка или Европа), но как представлю, что они будут праздновать дурацкий Хеллоуин»… В общем, меня эта фраза задела, так что я ее додумываю еще и сутки спустя. Интересно, зачем ехать в другую страну жить, если ее праздники, порядки и традиции противны? С другой стороны, можно ли сохранить свои традиции в чужой среде? Мне почему-то кажется, что - и можно, и должно. Хотя опыт некоторых замкнутых диаспор показывает, что они сохраняют только свой микромир, существуют в чужой культуре, но не принимают её…

Всё! Последние приготовления к главному действу дня – treak or treaky – завершены. Дети в костюмчиках – в доме один человек-паук, одна божья коровка и одна Невеста Франкенштейна. На улице достаточно холодно, но, к моему великому удивлению, родители утепляются только сами. Дети собираются идти выпрашивать конфеты (вернее, шантажировать соседей, ведь Treator trickу звучит примерно как «Угощай или пожалеешь!») без шапок, перчаток и шарфов. Их снабжают только огромными пакетами – для будущего урожая. Взрослые берут тележку (!), утепляются, берут с собой вино и горячий кофе - в общем, готовятся наблюдать и получать удовольствие.

Мы выходим одни из первых из дома, детки сразу несутся к соседям. Смотрю на первую порцию сладостей, и понимаю, что дело поставлено на широкую ногу. Все серьезно. Сладостей много, визитеров будет тоже немало… В некоторых домах хозяева кричат: Подождите, сейчас наши тоже выйдут!.. И вместе с конфетами выбегают на улицу новые Монстры, Человечки-Тыквы и т. п.

Интересно, что встречают детей все радушно, тепло, но… в дом никто не приглашает, не принято. Я иду, переживаю, что малышам, наверное, погреться не мешало бы, они совсем раздеты. Сначала намекаю Мэри, потом говорю другим (родительская компания тоже растет), но никто из взрослых на это особо не обращает внимания. Да, говорят, холодно сегодня. Действительно, мерзнут. Вон мой кашляет. И – всё!


Про то, как тут люди одеваются – вообще отдельный разговор. Я с детства была убеждена, что в первую очередь надо ноги утеплять. И поэтому здесь просто офигеваю, когда вижу дамочек в теплых куртках и… резиновых банных тапочках на голую ногу. На градуснике – ноль, на траве иней, изо рта – пар. Ноги сине-красные. Боже, ну что, у тебя другой обуви нет, что ли?! И таких полным-полно.

Ладно, возвращаюсь к ночному шествию. Итак, соседи в дом не приглашают (всех не пригласишь, каждый дом, как мне сказали, до сорока маленьких ряженых принимает), но некоторые устраивают на площадке перед домом целые представления. Как в Луна-Парке. Заходишь во двор - а там гроб стоит, и седой мертвец ухмыляется. Думаешь, что кукла, смело проходишь мимо, а он – цап! – тебя за рукав. Оказывается - хозяин.

Таран, видя мое удивление, важно поясняет: Не переживай, Наталья, они не настоящие мертвецы. Они только притворяются такими. Правда, она сама пугается до слез, когда в следующем дворе видит такую картину: из под дверей гаража торчат ноги в штанах и в ботинках. Полная иллюзия, что кого-то дверь раздавила пополам.

За три часа шествия улица заполняется детьми, подростками и сочувствующими взрослыми. В домах остаются одни старички, которые и раздают угощения. Некоторые граждане, у которых, видимо, животные вместо детей, выходят на «охоту» с собаками на поводке. Собаки тоже в костюмах. Только что Treat or trickу не кричат…

Ближе к полуночи валимся с ног. Тележка полна шоколадок, мармеладок и прочих сладостей (по моим прикидкам, запаса должно хватить на год!), горячий кофе и вино у взрослых кончилось, все дома в округе обошли. Возвращаемся обратно. Ну, думаю, сейчас дети отогреются. Как бы не так. Хозяева безо всяких прозрачных намеков, прямо, говорят:  Ну все, вам пора. И нам на работу завтра. И – не дав толком переодеться, снять грим, торопливо провожают. Дома ребенка в полусонном состоянии возвращают в прежний вид, снимают грим, и вдруг… Таран просыпается, полная энергии. Надо рассортировать сладости!

Несмотря на поздний час, мать соглашается – дело важное. Надо подсчитать подарки, распределить, что - на сейчас, что на потом. Обсудить поход. Таран тщательно раскладывает по разным кучкам сладости, что-то критикует, что-то сразу дегустирует. Мы с Мери греемся чаем и за разговором не сразу замечаем, что ребенка уже не слышно. То, как она уснула, не опишешь словами. Но снять я успела…

 
Финальный кадр

Предыдущая публикация Натальи Авериной: CAPE BRETON

 

авторизация
Регистрация временно отключена
напомнить пароль
Регистрация временно отключена
Copyright (c) 1998-2024 Женский журнал NewWoman.ru Ольги Таевской (Иркутск)
Rating@Mail.ru