2010-02-08
yanek

yanek: Домовой и обряды с ним связанные

домовой на кухне

     Никакой дом в России не стоит без Домового, в этом крестьяне были абсолютно уверены. Оттого и имен у невидимого хозяина двора и дома множество: Он, Сам, Чур, «дед», «дедко», дедушко, суседко, хозяин, дворовый, дворовушка, кормилец (кормильчик), «господарь», «большак», «братанушко», «доброхотушко» и др. 
     Иногда считалось, что Домовой имеет семью - жену (домаха, домовичиха, большуха) и детей. В отличие от самого Домового его семейство никогда не бывает не только видно, но и слышно.
     В старые времена различали духа, обитающего во дворе (дворовой), и собственно духа дома (Домовой), но чаще их смешивают, полагая, что Домовые живут в домах, но еще и помогают ухаживать за скотом. От его отношения, доброжелательного или враждебного, зависело здоровье скота. Поэтому старались приносить «жертвы Домовому» (немного еды) в хлев, где он мог жить. Враждебно настроенный Домовой мог мучить скот и приносить значительные убытки хозяйству. Считалось, что Домовой частенько сближался с нечистой силой. Хотя и способен ей противостоять. Домовой также может предсказывать судьбу.
     Исследователи полагают, что некоторые обряды, относящиеся к Домовому, ранее могли быть связаны со «скотьим богом» Велесом, а с исчезновением его культа были перенесены на Домового. Косвенным доводом в пользу этого допущения служит поверье, по которому замужняя женщина, «засветившая волосом» (показавшая свои волосы чужому), вызывала гнев Домового - точно так же связывали Велеса (Волоса) с поверьями о волосах. 
     У русских крестьян преобладает уважительное, с некоторой опаской отношение к Домовому. Домовой - рачительный хозяин, он любит семьи, где между людьми царят мир, любовь и согласие, где дом содержится в чистоте и порядке.

 


     При переезде в новый дом надлежало совершить особый ритуал, чтобы уговорить Домового переехать вместе с хозяевами, которым в противном случае грозили беды. Первой запускали кошку, на которой любит покататься жена Домового – кикимора. (Кикимора, шишимора - в восточнославянской мифологии - злой дух дома, маленькая женщина-невидимка (иногда считается женой домового). По ночам беспокоит маленьких детей, путает пряжу (сама любит прясть или плести кружева - звуки прядения Кикиморы в доме предвещают беду): может выжить хозяев из дому; враждебна мужчинам). 
     Вслед за женой в дом входит Домовой, ведь без людей Домовой жить совершенно не может. Позабытый в заброшенном доме или на пепелище, лишившийся крова и хозяев - Домовой горько плачет, воет, кричит... Без человеческого общества Домовой лютеет – становится злым и агрессивным. Увы, таких Домовых следует прогонять. Его уже снова невозможно приучить к людям.
     В хороших семьях после ужина всегда оставляли на столе «харч для домового». «Хозяина» обязательно «кормили», т.е. угощали по большим праздникам (на Рождество, под Новый год, в Чистый четверг, а также перед Великим постом).
     Были и особые праздники «домоведушки». Например, на Ефрема Сирина (10 февраля), справляли именины Домового. Если в этот день не оставить «дедушке» гостинца (хлеб, блины, соленую кашу на покрытом скатертью столе), то он из доброго существа может превратиться во вредного, и тогда все дела в доме пойдут наперекосяк. При этом приговаривали: «Хозяин-батюшка, побереги скотинку», «Хозяинушка-батюшка, хлеб-соль прими, скотинку води». После же праздничного ужина «суседко» весь год бывал смирен и услужлив.
     На Федору (9 июня) Домовой устраивается спать на венике, и его по неосторожности можно вынести из дома вместе с мусором. Поэтому, чтобы не ушли из жилья покой и уют, в этот день на Руси вообще не мели полы. Люди верили, что в этот день веник нужно ставить в углу, кверху метелкой – в доме всегда будут водиться деньги. 
     А в День Иоанна Лествичника 12 апреля (святой преподобный Иоанн жил в шестом веке в обители у горы Синай) Домовой начинал беситься до полуночи, как запоют петухи. 12 апреля народный обычай сочетал как память о святом, так и отголоски язычества. К первым относилась традиция готовить выпечку, переплетенную в форме маленьких лестниц; ко вторым - вера в то, что "на Иоанна Лествичника домовой до полуночи бесится". Считалось, что знающие люди могут смирить беснующегося домового: для этого бьют метлой по стенам избы, тычут вилами в нижние бревна дома. Или, связав траву, называемую в простом народе чертогоном, хозяин ходит по всему двору и хлещет по всем местам, приговаривая: "Не озорничай, дедушко, живи хорошенько, скотинушку-матушку люби!"

 


     Необходимо знать и о привычках, способных обидеть Домового.
     Домовой не выносит свист и иногда может почти сразу покинуть дом.
     Домовых серьёзно раздражает табачный дым: этот дым потом никуда не выветривается, он оседает на мебель и скапливается по углам квартиры.
     Неприятных гостей Домовой будет стараться выжить всеми силами: он начинает душить их, давить на них. Приближение порчи Домовой чувствует заранее. Если, к примеру, к вам в гости зашел недобрый человек с черными мыслями, принеся с собой ворох черноты, зависти, то Домовой начинает беспокоиться. Если хозяин квартиры не слышит нашептываний Домового, то последний пускается на все чтобы обратить на себя внимание. У недоброго гостя может вырваться из рук кружка и разбиться, разлиться что-нибудь на скатерть. Иногда посуда бьется у самого хозяина – это тоже предупреждение.
     Так же никогда не стоит оставлять на ночь на столе колющие и режущие предметы (вилки, ножи, ножницы) и некоторые продукты (лук, чеснок, перец, соль) – всё это очень мешает Домовому бороться против злых сил и защищать дом.
Бытует мнение, будто после разговора с домовым можно онеметь или остаться заикой на всю жизнь. Поэтому лучше просто прислушиваться к Домовому.
     А знаки Домового наши предки понимали. Загремит посудой - будь осторожен с огнем. Заохает или заплачет - к горю. Намочит кого ночью - о болезни предупреждает. Выть начнет, дверями и ставнями хлопать - к покойнику. Но если ночью лапой своей мягкой погладит, либо смеяться начнет или на гребешке заиграет - к радости.
     Бывало, ночью наваливался Домовой на грудь человека и будил этим, и наши предки быстро спрашивали: «К добру или к худу?» И «дедушко» отвечал человеческим голосом, но тихо, будто ветер листьями прошелестит. Смельчаки сбрасывали его на пол, как кошку. Суседко при этом «крякал», но на такое обращение не обижался - сонному человеку все простительно.


     Домовой помогает найти пропавшие вещи. Для этого его нужно просто попросить об этом: «Хозяин-батюшка, помоги, подскажи, где лежит то-то и то-то...». Или: станьте в угол комнаты и обратитесь к домовому: «Домовой, домовой, поиграй и отдай».
    Если Домовой творит в доме всякие бесчинства, приносит беды, нужно попробовать договориться с ним всеми доступными способами: и пожурить, и поругать, и приласкать, и только если уж ничего не выходит, и он действительно очень злой, тогда выгоняйте, но помните, без Домового житье худо.
     Берите веник и, приговаривая: «Выметаю тебя, чужой, вредный Домовой, выгоняю» – метите полы, заглядывая веником в каждый угол. И так каждый день, кроме пятницы, всю неделю.
     Пусть в каждом вашем доме (квартире) будет добрый Домовой.


yanek (Россия) 

КОФЕ С ЯНЕКОМ (Салон) 

Предыдущие публикации этого автора: 

"Золушка-принцесса". Фантазии на тему 2013 года.

"День жизни". Рассказ

Заметки натуралиста. "Баба-Яга" 

Заметки натуралиста. "Женщины-кукушки"

"Подарок к Рождеству". Рассказ

Памяти актера Вячеслава Тихонова

"Подруги". Рассказ

"Лезгинка". Рассказ

Памяти Зиновия Гердта

"Ласточка". Рассказ

Бабушка из России

Восхождение на гору Моисея

"Наказание любовью". Рассказ

Утренний маршрут. Мужчины приехали. Рассказ

"Анна". Рассказ

Предсказание. (История любви). Часть 1

Предсказание. Часть 2.

Мистика и ее роль в нашей жизни


авторизация
Регистрация временно отключена
напомнить пароль
Регистрация временно отключена
Copyright (c) 1998-2024 Женский журнал NewWoman.ru Ольги Таевской (Иркутск)
Rating@Mail.ru