2013-11-30
Piter_kan

Когда любовь становится трагедией?

    Любовь самозаконодательна и свободна, оттого и трагична. Эта трагичность порождается конфликтом господствующих в обществе нравственных требований и невозможности их выполнения в рамках любви (точнее было бы сказано, что именно нравственные требования накладывают на это прекрасное и безграничное по своей сути чувство ограничения).
    Множество рассказов И.А.Бунина основано на несчастной любви, смерти людей. Многие из нас содрогаются от непоправимости судеб главных героев, пусть даже вымышленных, души которых были пронизаны трепетной любовью, настоящим озарением жизни…
    Но не суждено было сбыться их мечтам и надеждам. Иногда по-настоящему нелепые, глупые и оттого ужасные обстоятельства мешали им.
   Так в "Лёгком дыхании" девушку, перед красотой которой автор преклоняется, убивает казачий офицер.
   В "Гале Ганской" нелепейшая ссора стала причиной самоубийства героини рассказа и, чуть было, не полного помешательства главного героя. Когда нелепейшая случайность приводит к смерти любимого человека, - это трагедия.
    Ещё многие рассказы этого писателя наполняют душу читателя печалью о несчастной любви. А вот в новелле Бунина "Натали" главный герой "наказан" сразу двумя разными чувствами: "сразу две любви, такие разные и такие страстные", такая "изумительная красота обожания Натали" и такое "телесное упоение Соней". Но эта лирическая новелла хоть и исполнена драматизма, но не трагична.

    Идея трагедии в любви прекрасно отображена в произведениях другого замечательного писателя - Куприна. В повести А.И.Куприна "Олеся" показана взаимная любовь, поражающая своей чистотой и искренностью, обреченная из-за невозможности компромисса. Так велика пропасть между двумя мирами двух людей - мужчины и женщины. Он принадлежит обществу людей, она всецело отдана природе. Любовь застала врасплох и так же неожиданно покинула. Единственное, что осталось от их нежного и великодушного чувства - лишь светлые воспоминания.
    Один счастливый миг и вечная разлука - это трагедия. Один раз испытав настоящее чувство, Вы никогда не сможете его забыть, никогда не сможете насладиться чем-то меньшим, до конца жизни испытывая потребность в заполнении бездонной сердечной пустоты, - это трагедия.
    В повести показано, что трагическое начало несёт в себе не только несчастная, но и счастливая взаимная любовь, которая с ещё большей силой выталкивает тех, кто любит, за рамки обыденности и общепринятых норм.
    В другой повести Куприна - "Гранатовый браслет" - человека обвиняют в… любви! Но разве был он виноват в любви, и разве возможно управлять подобными чувствами. Муж главной героини признался, что присутствует при "громадной трагедии души". Жизненный путь женщины пересекла настоящая, самоотверженная, истинная любовь, "но любовь, о которой мечтает каждая женщина, прошла мимо неё", вечная исключительная любовь. Он считает любовь абсолютной ценностью, вершиной нравственных отношений, не скованной никакими нравственными оценками, благодарит Бога за это "громадное счастье", за "единственную радость в жизни, единственное утешение, единую мысль". Она же отрекается от любви того, кто боготворит её, и только после его смерти осознает, что она потеряла.
    Любовь - свободное проявление сущности человека. Она не может быть предписана или принудительно преодолена. Правила поведения и оценки утрачивают здесь свою непререкаемость. Любовь, как высшая эмоционально-духовная напряжённость, снимает всю односторонность, все исключения, все границы добродетелей…
    Но любовь безо всякой надежды, желание лишь любить, даже если и не быть любимым, любить без ответа и веры во взаимность, "жизнь, которая покорно и радостно обрекла себя на мучения, страдание и смерть", - это трагедия.

авторизация
Регистрация временно отключена
напомнить пароль
Регистрация временно отключена
Copyright (c) 1998-2024 Женский журнал NewWoman.ru Ольги Таевской (Иркутск)
Rating@Mail.ru