Rambler's Top100 РУБРИКА "ТАНГО С ПСИХОЛОГОМ" В ЖЕНСКОМ ЖУРНАЛЕ "WWWoman"

ОЛЬГА МАХОВСКАЯ (МОСКВА)
ОЛЬГА МАХОВСКАЯ
olyam@inbox.ru
Маховская Ольга - психолог, кандидат психологических наук, Институт психологии РАН, Москва; публицист, эксперт, публиковалась в "Известиях", "Независимой газете", "Итогах", " Огоньке", "Иностранце", часто выступает на радио и телевидении. Единственный на сегодняшний день специалист по психологии современной эмиграции из России.  Автор книги "Соблазн эмиграции, или Женщинам, отлетающим в Париж" (Пер СЭ, 2003).
НАШИ ЖЕНЩИНЫ И ДЕТИ В США
(по материалам экспедиции в США в 2001-2002 году) 
..

ЧАСТЬ 3

.
Сравнительный анализ систем социализации
в США, России и Франции 

      В этой статье я привожу некоторые самые существенные различия в системах социализации детей эмигрантов из России, исходя из того, что основными агентами социализации являются  школа, сверстники и, конечно, семья. 
     А) Школа
     Советская традиция образования предполагала полную узурпацию функций образования и воспитания, освободив максимально наших родителей от заботы о детях для трудовых подвигов. Они должны были только кормить и одевать своих детей. У нас была самая развитая и доступная система послешкольного воспитания и образования. Мамы могли отдать своих детей в спортивные клубы, драмкружки, танцевальные залы и изостудии. Кроме того, дома своих внуков ждали бабушки. Проведя исследования в Европе и США, я могу с уверенностью сказать, что наши дети были самыми опекаемыми и обучаемыми в мире. 
     Во Франции школы берут на себя ответственность за качество преподавания, но все, что касается воспитания личности ребенка, эта ответственность традиционно отдается родителям. Французские папы и мамы должны привезти ребенка в школу, забрать из школы, организовать его досуг. Дурным тоном считается, если дети гуляют на улице без присмотра родителей. 
     Но тяжелей всего приходится американским родителям. Если их дети плохо учатся, то это – их вина и недосмотр. Более того, система общественного образования устроена так, что без активной инициативы со стороны родителей, детям просто не вытянуть. Американская школа работает как сложная фабрика, где каждый ребенок движется по своему собственному плану. Курсируя между учителями, классами, передвигаясь по этажам, дети теряются, забывают учебники. Они могут по ошибке попасть не на тот курс и потом три месяцев слушать курс, в котором они ничего не понимают. Между курсами и классами нет никакой преемственности. Если ребенок что-то пропустил, то ему потом уже не догнать своих сверстников. Кроме того, предполагается, что родители будут работать волонтерами (добровольцами) на выходные, помогать мыть окна, проверять домашние задания, просто играть с детьми. 
     Приводя в такую школу своих детей, эмигранты из бывшего Советского Союза бывают шокированы. Мало того, что их детей не учат (а именно так они оценивают качество и уровень образования в США), так их теперь вызывают в школу два раза в неделю и сообщают на автоответчик о каждом опоздании ребенка на урок. 
     Теперь, когда и наша система образования, кажется, претерпевает революции, хочется предупредить: только соразмерное распределение ответственности за воспитание и образование детей между школой и семьей дает хорошие результаты. Дорогие частные школы, в которые в России принимают по критерию платежеспособности родителей, дают такой же высокий процент наркомании и девиаций, как и среда беспризорников, потому что родители-снобы также мало проводят времени со своими детьми, как и родители-алкоголики. Это такая обеспеченная беспризорность. Западные частные школы проводят жесткий отбор как детей, так и родителей, тестируя их социальную мотивацию.
       Если в семье эмигрантов хватает ресурсов, чтобы переориентироваться на новые условия обучения, то их дети учатся хорошо. Но, к сожалению, много и случаев «выпадения» детей из школьного процесса, запущенности. 

     В) Сверстники.
     Дети, которые приехали со своими родителями в США уже в сознательном возрасте, тем более, если они успели поучиться в российских школах, жалуются на то, что их американские сверстники не умеют дружить и не любят друг друга. Здесь они абсолютно солидарны с детьми наших эмигрантов во Франции. Эмоциональная дистанция между нашими детьми в нашей школе очень маленькая. Чаще всего они учатся в одном классе на протяжении всех десяти лет, и потом воспринимают друг друга как братьев и сестер. Наши дети не только вместе учатся, но дружат после школы, вместе встречают дни рождения, и обычно знают друг о друге много личных деталей. Детям из России бывает дико, когда вчерашние соученики только кивают друг другу при встрече, а не бросаются друг к другу с объятьями. 
     В наших коллективах, начиная со школьной скамьи, очень важными, я бы сказала, доминирующими, являются неформальные отношения, отношения любви, симпатии, зависимости. Эта неформальная структура доминирует над формальными, деловыми отношениями. Именно она влияет на формирование идентичности детей. Без скрытой коллективной  эмоциональной поддержки дети (да и взрослые) чувствуют себя растерянно, испытывают тревогу, впадают в депрессию. 
     Еще один шокирующий наших детей фактор: отсутствие дисциплины в классах. Отношения в традиционной советской школе иерархичны, предполагают довольно жесткие отношения подчинения, а учителя, завучи, директора наделяются безусловным авторитетом. Отношения между детьми и учителями в западных школах более свободны. Во Франции авторитет учителя определяется его компетентностью, а в США – его дружественным отношением к детям. 
     Почему мы такие образованные, умные и несчастные? Этот вопрос не дает покоя, когда видишь очевидные преимущества нашего школьного образования и те усилия, которые мы вкладываем в наших детей. Во-первых, в западных школах больше ответственности и возможности реального выбора делегируется семье и ребенку, что в конце концов помогает сформироваться взрослому, ответственному человеку, не боящемуся неопределенности и жизненных перемен. В условиях советской традиции воспитания все ресурсы личности ребенка бросаются на образование, на тренировку интеллекта. 
     Кроме того, в западной традиции гораздо больше времени уделяется гуманитарному образованию – литературе, языкам, истории. Знания о человеке и обществе помогают ориентироваться детям в самых разных социальных ситуациях. 
     Наконец, по мнению специалистов, высшее образование в западных странах более эффективно, чем наше, советское и постсоветское. Таким образом, если кривая развития у западного ребенка идет вверх, по нарастающей, то кривая развития ребенка из России идет резко вверх, вплоть до окончания школы, сдачи порою жестоких вступительных экзаменов, а потом начинает снижаться. Перелом происходит после второго курса. 

      С) Семья
      Сравнение моделей семьи очень важно и для оценки и сравнения ситуаций развития, в которых находятся российские, американские и французские дети, и для того, чтобы понять, с какими проблемами сталкиваются наши соотечественницы, вступающие в межкультурные браки. 

      Основной причиной женской эмиграции сейчас я бы назвала кризис отечественной модели семьи. Если первые эмигранты из России в конце восьмидесятых руководствовались, в основном, экономическими мотивами, то сегодняшние эмигранты ищут более высокого качества отношений в другой культуре. Молодые девушки еще не разочаровались в семье как таковой, но то, как они жили или жили их родители, их уже точно не устраивает. Смущает и их готовность «сидеть дома и не работать», выйдя замуж. Опыт межкультурных браков пока не позволяет рассматривать и их рецепт безусловного счастья. 
      Прежде всего потому, что семейные модели в католической Франции, протестантской Америке и православной России контрастируют.

     Наша семья, по определению отечественного психолога Владимира Дружинина, является  сумасшедшей смесью православия и язычества. Мужчина при такой модели обладает невероятной властью и авторитетом, но всю ответственность за семью он делегирует жене, матери. Основная его роль – инициировать семью, а семейная поденщина его уже не интересует. Отношения в семье напоминают схватку, которую выигрывает психологически или физически сильнейший. Никакие договоренности здесь не действуют, все разрешается через битие горшков. 
         Но и эта модель деформировалась в результате того, что в войнах и военных конфликтах мы просто физически теряли огромные мужские популяции. В модели нашей семьи потерялась фигура отца, и уже новой генерации юношей пришлось занимать место ребенка. Не зря говорят об инфантилизме наших мужчин. В свое время этот феномен был очень точно описан Ириной Грековой в ее «Корабле вдов». В такой, дисгармоничной модели, женщина уготована или роль несчастной, покорной жертвы, или роль героини, которая заменит детям и отца, и мать, если муж физически или символически отсутствует. 
    Такая модель семьи сохранялась в советские времена за счет того, что была развита система послешкольного образования и воспитания, и перегруженным женщинам, которым приходилось успевать и дома, и на работе, было кому перебросить детей, переадресовать часть своей ответственности за семью. 
     Перестройка стала критической точкой напряжения в терпении и покорности россиянки. Груз был непомерным, бедность реальной, и они стали искать другие способы. Последствием кризиса отечественной модели семьи стала и волна разводов, превосходящая и американские, и французские показатели, и нарастающая женская эмиграция, и социальное сиротство, когда бросают уже не только мужей, но и детей. 

     Нормальной семьей вслед за Маргарет Мид В.Н. Дружинин называет семью "по католическому типу" : в ней власть и ответственность распределены между мужем и женой, но основную ответственность за семью несет муж как социально более принимаемый и физически более сильный. И дети, и жена находятся в равной эмоциональной близости как к отцу, так и к матери, в целом семья построена по детоцентристкому типу. В основании католической модели лежит принцип гармонии, сбалансированности, пришедший из античности, вознесенный в эпоху Возрождения.
     Американская модель семьи обозначается как протестантская; для нее характерна балансировка власти и ответственности то в пользу отца, то в пользу матери. Отношения партнерские, паритетные. Между членами семьи существует конкурентность. Ребенок растет как потенциально равноправный взрослый. Поощряется выражение позитивных эмоций, не принято жаловаться. 
     Для православного сознания основная норма – это предельная концентрация и внутренняя сосредоточенность. Оно иронично настроено по отношению к внешней позе, равнодушно к комфорту. Более того, телесная удовлетворенность кажется основной помехой для душевной ясности и открытости. Для православия характерно внутреннее напряжение на грани гибели и распада. Надрыв, как говорил Достоевский. Вместе с тем, православная традиция обладает харизмой, которой нет ни в какой другой религиозной традиции. Она фактически снимает все границы в эмоциональном самовыражении человека, вплоть до его гибели или полном растворении в другом, или в Боге. Я повторяю: такие реализации для психологически сильных и выносливых людей, образы которых могут производить сильнейшее впечатление и поклонение окружающих. Но тиражировать ее как норму я бы не стала. 
      Кстати, необузданная эмоциональность наших женщин оказывает на западного мужчину довольно сильное воздействие. Но интересно другое: после распада браков с русскими женщинами, после живодерских бракоразводных процессов и вереницы сеансов у психоаналитиков, они все равно ищут русскую. «Это как неизлечимая болезнь, я не могу ее забыть”, «Русские так красивы!», «Когда я вижу русскую, мое кровяное давление зашкаливает!», «Я не могу избавиться от этого наваждения!». Но, согласитесь, что это ряд чрезмерных эмоций. Психологически иностранцы «подсаживаются», если использовать терминологию наркоманов, на иглу ярких и тотальных образов, стимулируемых поведением сильных, неистовых людей из России. 
       Есть еще одно измерение, по которому три парадигмы различаются. Это временное измерение. Я бы сказала, что православная рефлексия тяготеет к прошлому. Все, что было,  имеет невероятную ценность. Смерть оказывается идеалом как вечное прошлое. Католическая модель – это интерес к настоящему. Вот почему она легко подвержена модернизациям, и адаптируется под текущую жизнь. Протестантизм – это ожидание счастья и радости в будущем, возможно, в самом ближайшем. Вечно улыбающиеся и оптимистично настроенные американцы нас раздражают именно своим нежеланием замечать трагическое прошлое, или невыразительное настоящее. Одни уходят в бездеятельную рефлексию, другие пытаются принять и упорядочить жизнь вокруг, а третьи пытаются строить совместное будущее, быстро договариваясь о предпринимаемых группой действиях. Протестантская модель прикрывает слабых, и ориентирована на внешний мир. Православная – для исключительно сильных особей, способных внутренне сохраниться при любых внешних невзгодах. Аутичная модель, где психика никогда не закончится и всегда доминирует над внешним миром. Католическая модель частной жизни – для умеренной публики, возможно, поэтому я лично тяготею к католической модели, которая совпадает с нормальной. 

     В смешанных семьях самые острые конфликты разгораются вокруг воспитания детей. На каком языке они должны разговаривать? С кем и как общаться? Кто больший авторитет в семье – отец или мать? Наши женщины, мечтающие о счастливой, «нормальной» семье вдруг начинают «беситься», бороться за власть, скрывают от мужей свои проблемы, предпочитают обсуждать свои дела с подругами. 
     Конфликты в таких семьях снижают авторитетность взрослых в глазах детей, оставляют у них ощущение ненужности, одиночества и ностальгии по России, добрым, любящим людям. Здесь я отсылаю читателя к первой статье о психологических последствиях эмиграции для детей

   Заключение

     Разговор об эмиграции – это повод поговорить о нас самих. Вместе с выездом за рубеж люди экспортируют свою ментальность. От себя не убежишь. Есть такая эмигрантская поговорка: «Эмиграция не решает психологические проблемы, а только усугубляет их». Западные культуры являются тем контрастирующим фоном, который позволяет понять наши проблемы, достоинства и перспективы. Нужно ли такое знание, каждый решает сам. Все неразрешенные проблемы родителей наследуются детьми. 

ОЛЬГА МАХОВСКАЯ, ПСИХОЛОГ, г. МОСКВА

Написать отзыв автору: olyam@inbox.ru

Опубликовано в женском журнале "WWWoman" - http://newwoman.ru  9 ДЕКАБРЯ 2004 года

Отклики на статью Ольги Маховской для их публикации вы можете присылать на адрес редакции - OOOlga@irk.ru

Все публикации психолога Ольги Маховской в женском журнале WWWoman:

  • ОДИНОЧЕСТВО В ПРАЗДНИКИ
  • НАШИ ЖЕНЩИНЫ И ДЕТИ В США
  • НАШИ ЖЕНЩИНЫ И ДЕТИ ВО ФРАНЦИИ:

  • ЧАСТЬ 1:  САМАЯ МОЛЧАЛИВАЯ И ТЕРПЕЛИВАЯ; СТРАТЕГИИ ЖИЗНИ В ЭМИГРАЦИИ
    ЧАСТЬ 2: ЭТИ РАЗНЫЕ ЖЕНЩИНЫ
    ЧАСТЬ 3: ЧТО ПРОИСХОДИТ С ДЕТЬМИ В ЭМИГРАЦИИ
  • КАК СТАТЬ СЧАСТЛИВОЙ ЗАОЧНО? СЕКРЕТЫ БРАЧНОГО БИЗНЕСА
  • Комментарий к письму Елены Вайет "Каждый хочет любить! И солдат! И моряк!"

  • ВСЕ МАТЕРИАЛЫ ЖУРНАЛА ПО ТЕМЕ "ЭМИГРАЦИЯ В США"
    ВСЕ МАТЕРИАЛЫ ЖУРНАЛА ПО ТЕМЕ "ЭМИГРАЦИЯ ВО ФРАНЦИЮ"

    ДАЛЕЕ:
    ОЛЬГА МАХОВСКАЯ (МОСКВА): ОДИНОЧЕСТВО В ПРАЗДНИКИ



     
     
     


    ГОРОСКОП НА НЕДЕЛЮ
    ГОРОСКОП НА НЕДЕЛЮ
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     


    ЖЕНСКИЙ КЛУБ
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     


    КОНКУРС КРАСОТЫ
    МИСС НОЯБРЬ-2005
    ИТОГИ НАРОДНОГО ГОЛОСОВАНИЯ
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     


    ОЛЬГА ПУГАЧЕВА
    А ПОТОМ БЫЛ ДОЖДЬ...
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     


    АННА ТКАЧУК
    И СНОВА О НЕМ...
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     


    ОЛЬГА МАХОВСКАЯ
    НАШИ ЖЕНЩИНЫ
    И ДЕТИ В США
    ЧАСТЬ 1
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     


    АННА ЛЕВИНА
    ПОСИДЕЛКА 33-Я
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     


    ЕЛЕНА ВАЙЕТ
    ЧТО ЕДЯТ АМЕРИКАНЦЫ.
    ЧАСТЬ 3: УЖИНЫ
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     


    СЛУЖБА ДОВЕРИЯ. 
    КАРИНА:
    ЕСЛИ НЕТ ДОВЕРИЯ
    В ОТНОШЕНИЯХ


    НОВЫЙ ГОД И РОЖДЕСТВО

    ГОД ПЕТУХА 2005

    НА ГЛАВНУЮ

    .....................................

    .
    ДРУГИЕ РАЗДЕЛЫ ЖУРНАЛА:..........................
    .
     Архив номеров
     КОНКУРС КРАСОТЫ RUSSIAN GIRL
    .
     О проекте
     Галерея красавчиков
     МОДА
     СЛУЖБА ДОВЕРИЯ
    .
     СЕКРЕТЫ СЕКСАПИЛЬНОСТИ Новый год и Рождество
     Галерея красивых мужчин
     СЛУЖБА ДОВЕРИЯ
    .
     ИСТОРИИ ЛЮБВИ
     СЕМЬЯ, ДОМ, ДОСУГ
     Есть женщины...
     Танго с психологом
     ЖЕНСКОЕ ОДИНОЧЕСТВО
    .
     Иркутск. Байкал
     Девочкам-подросткам
     ЭРОГЕННЫЕ ЗОНЫ ИНЕТА
     ИГРЫ ДЛЯ ВЗРОСЛЫХ
     Избранная поэзия
    .
    КРАСОТА
     Интимный дневник
     Избранные анекдоты
     ЛЕТОПИСЬ ЖЕНСКОГО ИНТЕРНЕТА

    Copyright © 1998_2004 Ольга Таевская (Иркутск)
    Ежедневный женский журнал "WWWoman" - http://www.newwoman.ru

    Реклама в журнале "WWWoman" - http://newwoman.ru (рекламный макет)




    Rating@Mail.ru