Rambler's Top100
НИКОЛАЙ ПУТИНЦЕВ

                              ТЕАТРАЛЬНАЯ  МОСКВА  -  СЕГОДНЯ

Раньше это называлось развратом.
Такова театральная Москва сегодняшних дней.
Н.Путинцев
    Все изменилось за последние десять лет: жизнь – академик готов стать торговцем, лишь бы заработать деньги, понятия о нравственности – девушка по телевидению читает последние известия, постепенно обнажаясь – передача так и называется – «голая правда», и, конечно, изменились искусство, театр. Взглянем на афишу московских театров: названия пьес красноречиво свидетельствуют об их направленности и вкусах: «Леди на один день», «Секс, ложь, видео»,  «Стриптиз», «Танго», «Бал воров», «Сублимация любви», «Утешитель вдов», «Плейбой», «Пришел мужчина к женщине», «Леокадия и десять бесстыжих сцен», «Мужчина для женщин», «Двое в темноте», «Брызги шампанского», «За закрытой дверью», «Убей меня, голубчик», «Койка», «Роман с кокаином», «Последний любовник – самый лучший», «Мои любовницы» и т.д. Большая часть этих пьес идет на сценах уважаемых, а подчас академических театров. Недавно на сцене Академического театра имени Моссовета можно было увидеть спектакль «Бегущие странники», где всего пять действующих лиц – мать, ее дочь – еще школьница, подруга с мужем и неведомо откуда появившийся любовник. Сюжетные линии сводятся к тому, что все участники находятся друг с другом в интимных отношениях, при чем в самых различных комбинациях, вплоть до лесбианских вариантов.
   В былые времена это называлось развратом и вряд ли могло быть показано на подмостках сцены. Сейчас это – проявления новых представлений о нравственности, о морали.
   Все большее место в театральной жизни столицы стали занимать небольшие полупрофессиональные коллективы – их несколько десятков, а также новое явление – различные антрепризы – столь модные на Западе – они получают широкое распространение. Рецепт прост. Предприимчивый продюссер приглашает, чаще всего, двух-трех актеров – известных, популярных, отыскивает небольшую пьесу с шокирующим названием, а какой-нибудь случайный режиссер за две-три недели ставит спектакль при минимальных затратах на оформление – ширма, диван, стулья. Актеры стараются сгладить недостатки пьесы своим обаянием и мастерством, впрочем, не утруждая себя особыми творческими усилиями. Спектакль некоторое время играется на сценах ведущих театров (им выгодно сдавать помещение в аренду на один вечер), а затем начинаются гастроли в других городах.
   О художественных достоинствах таких постановок никто не задумывается, несмотря на высокие цены на билеты. В результате все довольны – зрители увидели своих кумиров, актеры солидно пополнили бюджет, а продюссер… готовит новую антрепризу.
   Русский театр всегда славился искусством актеров – ими восхищались, ради них шли в театр. Сейчас все определяет режиссер, все подчинено его причудливой фантазии. Редко можно встретить сектакли, где актеры спокойно произносят авторский текст, на сцене все в движении, танце, пластике. Народ требует зрелищ…
   Режиссер вольно обращается не только с текстом пьесы, но и с авторской идеей. Так, например, пьесы Шекспира чаще всего исполняются в современных костюмах, действие приближено к событиям наших дней, нередко три-четыре трагедии объединяются в один спектакль, как это сделал Ю. Любимов в своем театре на Таганке.
   Больше всего не повезло Чехову – наиболее репертуарному драматургу. «Чайка» играется под современную музыку с произвольным текстом – спектакль назван «Отчего застрелился Константин?» Театр из Прибалтики показал в Москве свою версию «Трех сестер», где две сестры – лесбиянки, а третья – проститутка. Примеров подобного обращения с чеховской драматургией много.
   Речь идет не только о молодежных авангардистских театрах. Такие спектакли можно увидеть и на самых прославленных академических сценах. Малый театр поставил «Свадьбу Кречинского» как весёлый современный мюзикл со шлягерными песнями и танцами.
   На малой сцене Московского Художественного  Театра имени Чехова идет спектакль «Джульетта и Ромео», где известный авангардист Клим пересказал всю трагедию своими словами – в стихах и прозе, пропуская отдельные сцены, добавляя новые эпизоды. Автор так увлекся своим славословием, что спектакль растянулся на четыре часа – молодые актеры выдержат! Но вот зрители, а среди них было много учащихся, не выдержали. Во время действия, в разгар шекспировских страстей раздался громкий возглас: «ПТУ на выход!» и больше половины зрителей шумно покинули зал. Признаюсь, я тоже присоединился к ним и на выходе попал в объятия режиссера – «Неужели Вам не понравилось?..»
   Шекспира ставят часто, но почему-то никто не хочет играть его пьесы так, как он их написал. Вспоминая шекспировское время, женские роли поручают мужчинам.
   Обычно удивляют своей экстравагантностью шекспировские спектакли, показанные на гастролях зарубежными театрами, даже теми, кто играют на родине великого драматурга.
   Фантазия режиссера нередко доходит до абсурда. Так на одном спектакле кресла зрителей вдруг начинают подниматься, и те  в таком подвешенном состоянии  обречены смотреть все представление.
   Наши московские режиссеры стараются не отставать от своих зарубежных коллег, а даже в чем-то их превзойти. Один молодой режиссер на антрепризном спектакле показал такое порнографическое зрелище, что его посадили в тюрьму. Недавно выпустили. И что же? С группой молодых актеров он в таком же стиле поставил «Мастера и Маргариту» в помещении… ритуального зала морга (!). Почему-то морг выбран как место действия и в некоторых других постановках. Впрочем, зрители сейчас нередко смотрят спектакли, непосредственно присутствуя на сцене или даже в трюме – под сценой, спектакли разыгрываются в буфете, на лестнице, ведущей в фойе, на галерке.
   Быть может я несколько сгущаю краски, конечно, на афише можно встретить привычные названия пьес, чаще классических, реже – современных, многие из них годами сохраняются в репертуаре театров. В новых  постановках – редко, но все же можно увидеть интересные спектакли и режиссерские работы.
Театр имени Вахтангова вернулся к пьесе, с которой начинал свой путь 80 лет назад – «Чудо святого Антенио» Метерлинка в постановке одного из самых талантливых режиссеров наших дней П. Фоменко, и здесь не обошлось без вольности режиссерской фантазии – много современных аналогий, все пронизано музыкой французских шансонье. Спектакль красив, зрелищен, изящен. К тому же в нем много актерских удач, особенно хочется отметить обаятельную Л. Максакову, в ее образе служанки – лиричность, сердечность, доброта.
   Театр на Малой Бронной недавно поставил неизвестную у нас пьесу Франсуазы Саган «Пианино в траве» (режиссер из Петербурга – А. Исаков) – о пожилых людях, которые решили собраться на пикник, чтобы вспомнить молодость – все это обернулось трагическими переживаниями.
   В театре имени Моссовета интересно прозвучала также неизвестная пьеса Тенесси Уильямса «Куколка» (режиссер П. Хомский), в ней на главную роль приглашен Сергей Виноградов: он неожиданно привносит в спектакль пластику, изысканную хореографию.
   Можно назвать еще одну интересную премьеру – «Кукольный дом» Ибсена в театре имени Маяковского, где главные роли играют Е. Симонова и И. Косталевский.
   По-прежнему особой популярностью пользуются Ленком Марка Захарова и Сатирикон под руководством Константина Райкина. Спектакли этих театров поражают, удивляют неожиданными взлетами режиссерской фантазии, а подчас незаурядными актерскими удачами. Так Сатирикон порадовал ранними комедиями Мольера. Спектакль назван «Квартет», играют в нем четыре актера, которые исполняют десятки самых разнообразных ролей, легко перевоплощаясь, получая удовольствие от комических импровизаций. А завтра на той же сцене можно увидеть «Гамлета» или «Трехгрошовую оперу» - грандиозные постановки со сложной сценографией, на которую затрачены сотни тысяч долларов.
   … Народ требует зрелищ!
   В последнем спектакле Ленкома «Мистификация» эффектная машинерия – со множеством движущихся площадок, лазерами – буквально затмила актеров, которые разыгрывают сцены из «Мертвых душ», причем Чичикова в его странствиях почему-то сопровождает Панночка с обнаженной грудью.
   Впрочем, это лишь точка зрения. Спектакль неизменно собирает аншлаги, получает высокие премии.
   Конечно, все эти огромные затраты отражаются и на стоимости билетов. Рынок и здесь диктует свои правила. Цена билета возрастает – 200, 300 и даже 500 рублей за один билет никого не удивляет – даже в маленьких и отнюдь не престижных  театрах (есть такой театр Луны, играет в подвале, а билет стоит 400 рублей).
   Попасть в Большой театр можно только через перекупщиков, заплатив 30, 40, а подчас и 100 долларов.
  Чтобы посетить новогодний бал в Большом театре надо было заплатить до 1500 долларов, это стоимость одного места за столиком, билеты были распроданы за три дня.
   И – удивительное явление: театры переполнены зрителями, все без исключения – началась новая волна зрительских интересов. И это при явном падении уровня театральной культуры, утраты многих художественно-эстетических ценностей перед нахлынувшим потоком плохого вкуса и даже пошлости.
   При всем этом наблюдается еще одно интересное явление – обилие всевозможных фестивалей, наград, премий. Подсчитайте: Государственная премия в области искусства,  премия Москвы, национальная премия – фестиваль «Золотая Маска», телевизионная премия «Чайка», премия «Хрустальная Турандот», премии фонда Смоктуновского, Табакова, молодежная – «Эра милосердия» и т.д. При вручении премии прилагается конвертик с денежным вознаграждением, иногда очень высоким (премия «Триумф» - 50 тысяч долларов).
   Нередко премии получают одни и те же актеры и спектакли, часто удивляют субъективные пристрастия жюри – режиссерская работа или актерская игра явно не заслуживают поощрения – и вдруг премия!
   Такова театральная Москва сегодняшних дней.
Интригующие названия спектаклей на афишах, обилие антреприз, переполненные зрителями залы, несмотря на высокие цены на билеты, множество премий и всяческих наград. И – грустные раздумья театроведов и критиков, наблюдающих, как мельчает высокая художественная культура, издавна присущая русскому театру.
==================
Николай  ПУТИНЦЕВ (Москва). Апрель 2000
Специально для журнала "WWWoman"
Copyright © WWWoman 1998-1999
Вернуться на главную страницу  журнала
Вернуться в оглавление рубрики "Интимный дневник"



Rating@Mail.ru