Rambler's Top100
Николай ПУТИНЦЕВ
КАК ЭТО НАЧИНАЛОСЬ
Когда в Московском Художественном театре имени Горького идёт спектакль «Её друзья» В. Розова, зрительный зал всегда переполнен. Сейчас театры редко дарят юным зрителям новые постановки. А «Её друзья» - пьеса добрая, о дружбе, взаимопомощи - слепая девочка оканчивает школу и обретает зрение.
   Когда я смотрел на притихший зрительный зал, то вспоминал, как всё начиналось почти полвека назад.
   А было так…  В мой кабинет литературной части Центрального детского театра (ныне -
Московский  Молодёжный Театр),  которой я руководил более трёх десятилетий,  вошёл очень бедно одетый молодой человек в выцветшей гимнастёрке и представился - Виктор Семёнович Розов. Его приход не был неожиданным, о нём мне рассказывал наш актёр Тарас Соловьёв - они вместе занимались в театральной студии, откуда Розов добровольцем ушёл на фронт, в первом же бою был ранен в ногу, даже лежал в морге, перенёс серьёзную операцию, выжил и - стал писать пьесы.
   Признаюсь, я равнодушно и устало встретил молодого автора. Был век графомании: пьесы писали все - от генералов до уборщиц, в литературную часть их приносили, присылали, передавали до двухсот пятидесяти в год, я с моими помощниками еле справлялся с этим бесконечным потоком. А когда Виктор Сергеевич протянул мне рукопись пьесы «Её друзья», написанную не очень разборчивым почерком - на перепечатку, как он сказал, не было денег - я и вовсе рассердился:    В глазах - мольба. Я вспомнил рекомендации Тараса Соловьёва. Перелистал несколько страниц. Герои - школьники, диалог показался живым. Подумал, что наш главный режиссёр Ольга Ивановна Пыжова за весь сезон не поставила ни одного спектакля, её вытеснил своими блестящими постановками Г.А. Товстоногов. А если предложить?..
   Пошёл к Ольге Ивановне, обо всём рассказал, она неожиданно согласилась - завтра в пять часов.
   И вот в моём кабинете состоялась читка пьесы. Образы близкие, узнаваемые, в пьесе не было отрицательных героев, ситуация исключительная, необычная, но пробуждающая хорошие чувства - нет ничего на свете дороже дружбы.
   Автор закончил чтение - молчание. После некоторого раздумья Ольга Ивановна сказала: (Кстати, позднее В.С. Розов считал «Её друзья» пьесой слабой и не включал в сборник своих произведений.)  С автором был заключен договор, он стал получать авансы.
   Как полагалось, я отнёс пьесу в Главрепертком и вскоре получил ответ: к постановке не рекомендуем, драматургия беспомощна, много сентиментальности, примитивна, в основе - неправдоподобный случай, отсутствует идейная направленность.
   Это был официальный запрет. В то время во главе театра стоял мудрый, авторитетный директор К.Я. Шах-Азизов. Выслушав мои смущённые объяснения, он позвал Ольгу Ивановну: продолжайте репетировать, позовём на генеральную. А когда этот день наступил, пригласил весь синклит и спросил: за что запретили? Где крамола?
   Спектакль разрешили. Успех. Ещё бы - играли замечательные актрисы - Валентина Сперантова, Людмила Чернышева, а одного из юных персонажей - Олег Ефремов. Это была его первая роль в театре.
   Непонятно, непостижимо - пресса откликнулась враждебно. Я узнал, что в газете «Советское искусство» готовилась разгромная статья известного тогда критика Тамары Чеботаревской. Я пошёл к главному редактору, с которым был лично знаком (я несколько лет заведовал иностранным отделом газеты), уговорил не печатать статью, даже забрал гранки (они до сих пор хранятся в моём архиве).
   И уже совсем неожиданно. На собрании творческих деятелей столицы выступил представитель Академии педагогических наук (!) с критикой пьесы и спектакля. Тогда Константин Симонов убеждённо, страстно защитил молодого автора.
   Вскоре пьеса пошла во многих театрах страны. Через некоторое время Виктор Сергеевич пригласил меня к себе домой, чтобы прочитать новую пьесу. Жил он в келье бывшего Зачатьевского монастыря. Длинный коридор, десятки дверей, около каждой керосинка или керогаз - здесь готовили. В маленькой комнатке накрыт стол. Появился достаток. Новая пьеса «Страница жизни» мне не понравилась - вялость сюжета, можно ли удержать внимание подростков только перипетиями развития характеров. Всё это я высказал автору на другой день. Он попросил - пусть пьесу обсудит художественный совет. С благословения директора читка состоялась - и пьеса была единодушно отвергнута, я не выступал.    Но подлинное рождение драматурга состоялось позже, когда Анатолий Эфрос осуществил постановку пьесы «В добрый час» - играли О. Ефремов, Л. Дуров - талантливая молодёжь театра, вся Москва стремилась посмотреть спектакль. На премьере ко мне подошёл корифей советской драматургии Николай Фёдорович Погодин и попросил познакомить с автором. И здесь же, у дверей моего кабинета, обнял его, поздравил, а через несколько дней в «Литературной газете» появилась статья, которая заканчивалась словами: «В России родился новый драматический талант».
   Сколько чистых, добрых, талантливых пьес он написал.
   На одной из подаренных мне книг Виктор Сергеевич сделал надпись: «Делали и делаем мы одно почти безнадёжное дело - стараемся, чтобы люди были получше. Отчаиваемся подчас, но всё же трудимся. Верим! И так, видимо, будет до конца дней.»
   Каждый вечер, когда шёл спектакль «В добрый час», театр выдерживал осаду зрителей. Как-то днём мне позвонили из проходной, что молодой автор хочет передать мне свою пьесу. Я сказал: «Пропустите.» Но ко мне никто не пришёл: молодой человек с помощью этой хитрости проник на спектакль, несколько часов ему пришлось прятаться на верхнем ярусе…
   А однажды я сидел у администратора и вошёл очень известный человек: Кое-как с моей помощью конфликт удалось погасить: поставили два стула в партере.
Пьеса «В добрый час» широко пошла по стране, её поставили 300 или 400 театров.
   В.С. Розов сказочно разбогател. Сменил свою келью на обширную квартиру в писательском доме, выстроил двухэтажную дачу у реки, купил машину. Никогда никому он не отказывал в помощи: кто-то из персонала театра женился, у кого-то родился ребёнок - всем помогал. Часто устраивал банкеты для актёров по любому поводу.
   Сотый спектакль - большое событие и для Розова и для всей театральной Москвы. Я пригласил на спектакль самых именитых деятелей театра, редакторов газет и журналов. В «Метрополе» Виктор Сергеевич заказал многолюдный банкет, пригласил актёров после спектакля.
   В предвкушении банкета Олег Ефремов и его друг - ныне известный народный артист - оба исполнители главных ролей - стали «отмечать» знаменательное событие. А перед спектаклем этот самый друг решил опохмелиться и выпил много пива. И вот открылся занавес. Ефремов хорошо владеет собой, а его партнёр не может произнести ни слова, садится в кресло и бормочет что-то невнятное. Актёры всячески старались найти выход из нелепого положения:
-«Ну что же ты молчишь? Ах, ты хотел сказать… (произносится его реплика)
В зале смех, а у всех нас за кулисами - истерика.
В антракте я, удручённый,  шёл по коридору, и меня неожиданно остановил директор театра:
-«Я вас ищу. Быстро на сцену. Объявите, что актёр неожиданно заболел, его роль будет играть другой исполнитель, к счастью, он заранее пришёл в театр в ожидании банкета.»
Я не успел опомниться, как мне всунули в руки микрофон и буквально вытолкнули  за занавес.
Прожектора ослепили, впереди - чёрная пропасть зрительного зала… И я , от испуга напрягая голос, стал говорить: «Неожиданно заболел актёр. Его роль неожиданно будет играть такой-то…» Подумав что бы ещё сказать, я выпалил: «Благодарю за внимание…»  Раздался взрыв смеха и бурные аплодисменты - единственные в моей жизни…
…На банкет почти никто не пришёл. Никаких речей, тостов, поздравлений не было. В полночь администратор возгласил: « За всё заплачено. Не оставлять же на столах. Забирайте кто что захочет.» Женщины стали запихивать бутылки с вином в свои сумочки, а заливную рыбу заворачивали в бумажные салфетки и носовые платки…
   У меня накопилось много воспоминаний, связанных с В.С. Розовым. Когда мы с женой получили квартиру, он привёз на новоселье грузовик мебели. В книге своих воспоминаний он рассказал о встрече со мной, а на торжественном вечере в честь его юбилея также вспомнил и моё имя.
   Став популярным, Виктор Сергеевич часто выступал в самых различных аудиториях - от Академии наук до самых простых скромных слушателей. Я часто приглашал его в Клуб Искусств Молодёжи, которым мне довелось руководить почти три десятилетия. Эти выступления - уроки жизни, призыв к высоким нравственным идеалам. Он мудро, без дидактики, размышлял о том, как человек должен создавать себя, отвечать за каждый совершённый поступок, часто ссылался на опыт собственной жизни..
Действительно, В.С. Розов исповедывал эти высокие постулаты нравственности. Добровольцем ушёл на фронт, хотя, как молодой актёр мог остаться в театре. Где-то в гостях он - как взглянул в голубые глаза девушки Нади - так и остался верен ей на всю жизнь. «Я - однолюб, - не раз говорил он, - хотя никого не осуждаю, каждый человек - неразгаданная вселенная.»
   Одна из самых ярких его черт - бескомпромиссность по отношению к себе и другим. Я однажды испытал это на себе.
   Мне пришла в голову мысль собрать статьи, стенограммы выступлений Розова и объединить всё это в одну книгу «Воспитание чувств» - это заголовок одной из статей.
   Заключили договор с авторитетным издательством: на обложке только имя Розова, гонорар пополам. Полгода я собирал в самых различных местах стенограммы, рылся в десятках газет и журналов. Потом всё найденное соединил в единые тематические разделы, не добавив ни одного своего слова.
   Получилась объёмистая книга - больше 300 страниц, я передал её Виктору Сергеевичу и одновременно в издательство, где её сразу прочли и одобрили, включили в план, стали подыскивать художника для оформления издания.
   Но необходима виза самого Розова, его разрешение на печатание книги. Он долго читал, молчал, и, наконец, позвонил:    Так и осталась у меня толстая рукопись. А жаль - в ней столько мудрых мыслей и слов!
   Можно было бы поведать ещё о многом, но мой рассказ затянулся. Я счастлив, что жизнь свела меня с таким человеком - Виктором Сергеевичем Розовым.
==================
Николай  ПУТИНЦЕВ (Москва)
Специально для журнала "WWWoman"
Copyright © WWWoman 1998-1999
Вернуться на главную страницу  журнала
Вернуться в оглавление рубрики "Интимный дневник"



Rating@Mail.ru