ТЕАТР И ИНТЕРНЕТ
Ольга Таевская
Заголовок

"Всем нужны впечатления от хороших
спектаклей и артистов, концертов,
музеев, картин всех направлений, от
самых левых до самых правых, так
как никто не знает, что взволнует его
душу и вскроет творческие тайники".
(К. С. Станиславский)

Когда начинаешь предпринимать попытки посетить наибольшее число театральных интернет проектов, то чувствуешь себя туристом, поднявшимся на очередную вершину и видящим  впереди еще сотни других, не менее притягательных, уходящих в облака, утесов. Уж если Интернет столь объемно пропитан всеми видами отражений современной театральной жизни, то, что же тогда ожидать от реальной жизни? Но театра, наверное, не может быть много, ибо он - везде, даже там, где не стоят декорации и не гремят аплодисменты.

Вспоминается сакраментальное: "Что наша жизнь?Игра!"  - Пушкина,  "Вся жизнь - театр, и люди в ней - актеры" - Платона,  и еще более древнее на латинском языке - "Mundus universus exercet histrioniam  - весь мир разыгрывает комедию". Если подходить к этому вопросу с философской точки зрения, то, пожалуй, так оно и есть, - все наше существование в чем-то эксперимент, премьера, перевоплощение. Появившись однажды на свет, мы выходим несмелыми шажками на подмостки жизни, лепеча -  в лучших традициях дадаизма  -  свои первые невнятные монологи, падаем, поднимаемся, с каждым разом все увереннее играя свою жизненную роль, придерживаясь определенной "жизненно-театральной школы", линии поведения; изредка лицедействуем, примеряя на себя мысленно чужие жизни и поступки, и частенько, что греха таить, стремимся казаться не такими, какие мы есть на самом деле, надевая всяческие маски, и виртуальные в том числе.

БодиартИнтернет - огромная сцена, где разыгрываются, порой, убийственные драмы, не менее яркие комедии, словесные баталии, происходящие на глазах многочисленной публики, где каждый может быть - то зрителем, то актером,  являть свое настоящее имя целым континентам или, при желании,  спрятать высказываемые мысли под маской виртуального персонажа. В российском интернете даже есть целый "Виртуальный Театр", продолжающий набирать артистов в свою основную группу. В него приглашаются все желающие, "...достигшие хоть какого-то уровня самоосознания и владеющие искусством диалога. Господа виртуальные актеры могут пробоваться на амплуа: героя- любовника, циничного злодея, комического старика, эмансипированной женщины с усами...".
 

Но не все люди, обладающие талантом перевоплощения и убедительной актерской игры употребляют свой редкий талант во благо, в конце концов, мошенники - те же артисты, имеющие куда более крупные дивиденды со своего артистического дара, нежели профессиональные и заслуженные артисты. Суровая действительность зачастую раздает нам такие роли, о которых даже и не мечтали выдающиеся актеры. Великий дар перевоплощения (лицедейство) имея в древности лишь прикладной, сугубо практичный характер в виде переодевания в звериные шкуры для успешной охоты, пройдя множественные стадии своего развития, явил миру такое явление, как театральное сценическое искусство, которое то замирает, то возрождается с приходом очередного зимнего сезона на радость театроманам всех мастей и разновидностей.
 

Татьяна Гончарова и Вячеслав ЗайцевТеатр - это, прежде всего, искусство зрелищное, что острее всего ощущается на представлениях театров моды. Актрисы-модели изящны, их костюмы  продуманны и одухотворены индивидуальностью режиссера-кутерье и, подобно Великому немому  здесь больше жеста, движений, пластики, пантомимы, иногда - и хореографии, но совсем нет речи и драматургии. Но несмотря на это, подиум - притягательнейшее и ярчайшее зрелище, дающее толчок фантазии, стремлению к совершенству. Про Вячеслава Зайцева пишут много, противоречиво и часто. "Красоту он называет своей религией и часто отказывается от участия в жури конкурсов из-за их коррумпированности". (Журнал "Профиль"). "Я утопист, консерватор и эстет". (Интервью с В.Зайцевым. "Самарское обозрение"). Он принимает участие в различных конкурсах театров моды, поддерживая и опекая молодое поколение модельеров одежды. Любой такой театр, прежде всего, ближе к сфере театрального костюма, нежели к сценической драматургии. И надо заметить, что именно Вячеслав Зайцев - автор костюмов ко многим спектаклям московских, германских и венгерских театров. А портрет актрисы Елены Соловей в платье ВячеславаЗайцева, лишний раз подтверждает очень тесное соприкосновение всех театральных явлений нашей жизни.

Новые интернет технологии позволят нам перенестись одним движением мышки в Дальневосточный Театр Моды. Сами создатели характеризуют его, как свободное раскрепощенное шоу: "Нынешнему поколению театр представляется развлечением для утонченных интеллектуалов. Там не повеселиться толком, ни воздушной кукурузой похрустеть. Это престижно и модно, но скучно. А у нас вы встретитесь с Женщина-цветокничем не сдерживаемым действием на грани реальности и самых смелых фантазий...". Идеи образов раскраски тела рождаются в театре непосредственно из самих шоу сюжетов. Модели Дальневосточного Театра Моды представляли на подиумах города Хабаровска образы цветов, животных, растений, рептилий в различных шоу-постановках. Желая подвести итог своим творческим исканиям и находкам, коллектив театра в тандеме с художниками Дальнего Востока работает над созданием нового проекта под названием  "Календарь 2000 года", включающим в себя: тематические студийные съемки, супрематизм тела и абстракцию, гармонию красок и работу двенадцати лучших моделей. Результат - более 160-ти готовых высококачественных слайдов на профессиональной широкоформатной пленке.

К интереснейшей и популярной разновидности самодеятельного театрального искусства можно отнести любимую большинством россиян телевизионную игруКВН. Дух соревнования, комедийность, гротеск, ирония Эмблема театрального конкурса <<Золотая маска>>и сарказм  - главная отличительная черта лучших постановок этого довольно нового вида театрального массового молодежного искусства. Сергей Юрский на закрытии фестиваля "Золотой Маски высказал такую мысль: театру конкурсы категорически противопоказаны. "Театр - это ведь не спорт", - резонно заключает артист. Но, тем не менее, сам Юрский возглавлял жюри последней "Золотой маски" - театрального фестиваля, где, кстати, среди номинантов на получение этой премии 60 процентов составили петербургские театры.

Обращая взоры к нынешней театральной ситуации в России и к проблемам отечественного театра, вслушиваясь в тревожные голоса его корифеев, невольно задаешься  вопросом: пренебрежение русским словом, частичной утратой его роли стало нормой или временным поветрием? Не приведет ли такая тенденция к падению актерского мастерства? По мнению известного актера Сергея Юрского, "...театры соревнуются между собой в эксцентрике и внешних эффектах, борются за освоение нового сценического пространства: одни пытаются играть в зрительном зале, другие на сцену сажают зрителей, третьи переносят действие в буфет, кювет, клозет. Наш театр сейчас многое теряет в серьезности и глубине".

Так что же дает современному человеку театр? На многие подобные вопросы вам поможет ответить "Театрал-клуб" (заметки на программках). Этот интеллигентный и интереснейший проект - достойный вклад благодарных и неравнодушных зрителей в популяризацию заметных спектаклей и играющих в них артистов. "У кого-то еще есть к театру чисто эстетический интерес. Впрочем, как показал фестиваль, интерес не только эстетический, но и экзистенциальный. Мир изменился, и мы хотим разглядеть неуловимые контуры угрожающе безбрежных перемен через "увеличивающее стекло" искусства". (Александра Тучинская. "Болевые точки классики")

16 декабря, в четверг, в московском театре на Юго-Западе дают "Ревизора" Н. Гоголя. И как всегда будет аншлаг - театр необычайно популярен. Удивительно, что этот театр на сто мест на проспекте Вернадского, известный своей особой эстетикой, непрестанно вызывающий зрительский ажиотаж, был создан на пустом месте -  рабочими, служащими и студентами этого окраинного города Москвы. В театральной прессе писали, что Джеф Баро в "Программе американского фестиваля-89" охарактеризовал Театр на Юго-Западе как "представителя новой волны искусства русских в период гласности". Все постановки со дня основания театра принадлежат Валерию Беляковичу. Но не всегда все шло столь же успешно и неомраченно, - в 1982 году существование театра было под угрозой закрытия из-за постановки Беляковичем  "Носорогов" Эжен Ионеско.

Театральными новинками нового сезона иногда балует нас и отечественное интернет сообщество. В честь наступающего 2000 года, буквально на днях, открылся новый культурный проект ВГИК 2000: На его страницах публикуется множество разношерстных, но тщательно подобранных сценариев различных авторов. Было бы невежливо не упомянуть здесь Государственный театральный музей имени А. А. Бахрушина, собравший уникальную коллекцию театральных реликвий и получивший в ведущем российском каталоге @RUS высшую лигу и четыре звезды. Если вы пытливы и любознательны, вам придутся по вкусу виртуальные материалы музея: "Русский театр XIX-начала XX веков", "Театральный авангард 1920-х годов", "Зал Ф. И. Шаляпина". Но это - дань памяти, история. А что являет нам сегодняшняя жизнь в плане неординарных актерских дарований?

Признанным и любимым многими мастером сценического мастерства, бесспорно, является 39-тидевятилетний актер театра и кино, режиссер Олег Меньшиков, в данный момент играющий на сцене московского театраим. Моссовета. Интересна дискуссия, развернутая на странице Олег Меньшиков в роли ЧацкогоМарины Русецкой по поводу спектакля "Горе от ума", в котором Олег одновременно предстал в двух ипостасях: режиссера и актера: "Меньшикову тяжело от этой всеобщей любви, женских визгов, зал взвыл, как на концерте поп дивы, когда вышел Меньшиков. Друзья, давайте смотреть на Меньшикова как на Творца, Актера, а не как на  "нового Ди Каприо". Действительно, бывает не совсем понятно, почему подземные переходы российских городов пестрят пакетами, плакатами с изображением именно Д. Каприо, а не нашего блистательного соотечественника, очередной фильм с участием которого ("Восток-Запад" Режиса Варнье) россияне должны увидеть в начале 2000 года.

Театр - это, прежде всего, зрелище и духовный хлеб. Чем особенно привлекают интернет ресурсы посвященные театру? Конечно же, красивыми иллюстрациями с портретами любимых или популярных актеров, видеофрагментами спектаклей, визуальными, и не только, подробностями закулиснойжизни. В этом плане прекрасно выполнен сайт московского театра "Ленком".

В идеале, театр должен давать нам познание жизни, будить зачатки благородныхчувств, рождать высокий полет мысли. Но часто ли мы в нем бываем? Еще не так давно театр был необходимостью для каждого культурного человека, властителем дум и душ целого поколения. Он давал ему радость встречи с театральным искусством, наслаждение от хорошей актерской игры, развлечение, релаксацию и погружение в другие временные и культурные пояса. Но с каждым годом, даже интеллигентныелюди все меньше посещают сей храм искусства, загнанные в ритм физического выживания. Мы неуклонно возвращаемся к традициям старого театра, когда спектакли ставились лишь для узкогоизбранногокруга. И раз уж центральное TV не слишком рьяно стремится к широкому показу лучших театральных постановок на всю Россию, то остается уповать на Интернет, - живое, перспективное коммуникативное средство общения и реализации Балетнаших самых взыскательных культурно-интеллектуальных запросов. И вот уже близится большое событие, начинают сбываться самые смелые чаяния многих пользователей российской сети: не далее, как 13 декабря многие жители Земли смогут увидеть один из балетов Большого Театра прямо со своих мониторов. "Web-сайт Кремлевского дворца в 19-00 по московскому времени начнет прямую трансляцию через Internet балета П.И. Чайковского "Щелкунчик". Это будет первая в России трансляция балета через Internet" ("Кирилл и Мефодий"). Впечатляет, не правда ли?

Избранные ссылки, не вошедшие в данный обзор:

Театр: страницы московской театральной жизни
Театрология. "Ежедневный бюллетень, энциклопедия и театр в интернете"
Петербургская афиша
Афиша московских театров
Тематические ссылки, посвященные театрам
Театральная энциклопедия
Чеховский фестиваль
Московский театр на Таганке
Персоналии театра
Театр Романа Виктюка
Фестиваль "Московские дебюты"
Продажа театральных билетов через Интернет
NET фестиваль
Из книги Н.Вайнберг "Сто театральных анекдотов"
Александра Тучинская "Болевые точки классики"
Обзоры театральной жизни на List.ru
Театр одного актера - Кошка Нюша
Галерея театра моды "Пигмалион"
Московский театр клоунады Терезы Дуровой

Опубликовано 09.12.99 в Каталоге @RUS в разделе "Тропы".

Вернуться на главную страницу журнала "WWWoman"

Rating@Mail.ru Rambler's Top100