Николай СТЕПАНОВ

Халява, сэр!

Говорят, что прекрасное русское слово «халява» (получить что-то «на халяву» означает получить что-то бесплатно, без денег, то есть ДАРОМ) происходит от еврейского слова “холево”. Так, якобы, 
называлось молоко, бесплатно выдаваемое бедным в синагогах.
И хотя это ПОНЯТИЕ было известно задолго до появления ИНтернета, с появлением последнего оно получило глобальную известность и засияло новыми гранями и красками.

Один из наших умельцев даже приспособил это слово в качестве названия своего (весьма популярного!) сайта - www.halyava.ru.
Поначалу это был просто забавный каталог в Сети, в котором перечислялись, классифицировались разного рода бесплатные 
«штучки» (товары и услуги) и давались полезные советы, где и как можно получить все эти бесплатные фирменные майки, брелоки, книги, компакт-диски и т.п. Ну, и, конечно, там можно было бесплатно получить адрес электронной почты, место на диске для своего сайта  и еще несколько других бесплатных ресурсов. Теперь, с переездом его на площадку РОСНЕТа, этот хорошо «раскрученный» сайт, по-видимому, станет одним из наиболее удачных коммерческих проектов нашего Интернета.

За рубежом люди не меньше наших соотечественников любят получать бесплатные (или недорогие) подарки. Так, поиск в Интернете на слово Free / Free of charge дает в результате несколько тысяч адресов. Большую роль всякого рода скидки и раздача подарков играют в сфере торговли, сбыта, продвижения брэнда, своей продукции. Здесь придумываются самые хитроумные, «многоходовые» схемы предоставления скидок при одновременной заботе о нуждах производства. 

Выпускаются специальные (в первую очередь - сетевые) журналы, в которых популяризируются бесплатные (условно бесплатные) ресурсы. Во-первых, это бесплатное размещение на серверах [hosting] вэб-сайтов (пресональных, корпоративных, коммерческих, развлекательных и др.). Предлагается дисковое пространство от 2-5 до 10-25 Мб (порою и без ограничения объема, с добавлением счетчика, гостевой книги, чатов). Иногда при этом выдвигается какое-нибудь условие (размещение рекламы, баннера, кнопки и т.п.), но очень часто - и вообще без всяческих условий. Аналогичным образом предлагается бесплатное размещение рекламных сайтов, сайтов для начинающих бизнесменов, для малых и средних предприятий и многое другое.

Наибольшую популярность среди бесплатных сайтов имеют следующие: 
бесплатные курсы и учебные пособия; 
программное обеспечение;
журналы;
каталоги бесплатных образцов (книги, плакаты, CD; брелоки, фирменные майки);
пособия о том, как быстро разбогатеть в Интернете;
графика и другой инструментарий «В помощь вэб-мастеру»;
обзоры / рецензии / оценки других ресурсов.

Что еще можно найти на бесплатных сайтах?

Конкурсы и викторины (как правило, с присуждением многочисленных премий и призов для победителей); 
Вознаграждения для посетителей того или иного сайта, 
для тех, кто в течение некоторого времени будет любоваться на какую-то рекламу; многочисленные предложения постоянного заработка просто за путешествия по Сети (все это время вы будете наблюдать разные рекламные материалы, ненавязчиво, подвешенные на вашем броузере); персональную и коммерческую рекламу и др. 

При этом «бесплатный» сектор сетевого рынка не только живет, но и процветает. Согласно данным исследования фирмы Jupiter Communications, только в США число таких «халявщиков» в настоящее время превышает 1,5 миллиона человек (не считая, естественно, тех, кто и так бесплатно пользуется услугами Интернета в госучреждениях, на работе, в университетах, в школе). В ближайшие годы ожидается дальнейший рост этого сектора.

Однако насколько активно эти клиенты используют предоставленные им бесплатные ресурсы? Можно, конечно, подписаться на бесплатную электронную почту у десятка провайдеров, однако очевидно, что в действительности никто не будет регулярно, а, главное, часто пользоваться этой услугой. 
В результате у провайдеров, предоставляющих такого рода бесплатные ресурсы - ввиду «нелояльности» клиентов - «летят» все схемы получения компенсации, которые как раз и основаны на привлечении большого числа клиентов, посетителей того или иного сайта. 

С аналогичными проблемами сталкиваются и европейские провайдеры. Вдобавок у них появляются и собственные трудности. В отличие от США, где оплата за телефон (местные звонки) фиксирована, в странах Западной Европы введена так называемая «повременка», да и сами тарифы во много раз выше американских. Это значительно сдерживает развитие Интернета в данном регионе. Местные провайдеры, однако, научились весьма остроумно обходить это препятствие. Например, они договариваются с тедефонными компаниями, чтобы последние возвращали им часть своей прибыли, полученной за время соединения клиентов с Сетью. Благодаря этому нехитрому трюку, провайдеры имеют возможность делать своим клиентам значительные скидки в оплате за свои услуги. При этом все стороны довольны, и благодаря этому Интернет успешно развивается в Западной Европе. 

Однако эта идиллия скоро может окончиться. Богатые американские фирмы приходят в Западную Европу и устанавливают свои порядки. Так, например, американская фирма AOL (America Online) предлагает английским клиентам свои услуги за фиксированную плату - всего 1,6 цента/мин. в любое время суток. По этому же пути пошла крупнейшая британская фирма British Telecommunications (BT), предлагая своим клиентам комбинированную модель оплаты своих услуг: бесплатные телефонные звонки по уик-эндам с полной оплатой услуг и бесплатный доступ в Интернет с регулярной платой за телефон - по будням. Лидером же на британском рынке услуг Интернета является компания Freeserve, бесплатно предлагающая эти услуги для 1,6 млн. своих клиентов. Фирмой владеет крупнейшая торговая компания Dixon’s.

С К И Д К И

В современной Америке торговля компьютерами немыслима без всякого рода скидок и бонусов. Например, торговец может дать простую скидку в 40 или 50 долларов при покупке, скажем, сканера. При покупке компьютера и периферии (принтера, монитора) у одного производителя скидка может достигать 200 долларов. Однако самые “крутые” скидки предоставляются сейчас при одновременном подключении к Интернету. В одной программе клиенту предлагается скидка до 400 долларов, если он/она подпишет контракт на услуги определенного провайдера при фиксированной цене и длительном (до 3 лет) сроке контракта. И если при этом сам компьютер стоит всего 399 долл., это означает, что он/она получит его фактически бесплатно.

В США в настоящее время наблюдается настоящий бум такого рода программ. Например, крупнейший провайдер США -  компания America Online только за несколько летних месяцев приобрела около 400 тыс. новых клиентов для своей дочерней фирмы CompuServe2000 - именно за счет такого рода скидок.

Скидки, как метод стимулирования продаж, не являются чем-то новым в сфере компьютерного бизнеса. В частности, компании торгующие ПО (программным обеспечением) в течение многих лет используют скидки для привлечения покупателей. При этом клиенты, заполняя регистрационные карты на последующее получение скидки, тем самым формируют у этих фирм базы данных, которые затем могут быть использованы для продвижения новых продуктов и услуг.

И фирмы-изготовители, и фирмы-продавцы обожают скидки. Первые получают возможность проводить гибкую ценовую политику: вначале понижая цены, а затем - увеличивая их, когда сроки предоставления скидок истекают. Торговцы же заманивают скидками покупателей в свои магазины, часто написав перед входом крупно цены со скидками. Кроме того, часто покупатели вообще не получают скидки. Почти никто не утруждает себя получением скидки в 10 долл. Скидки в сумме 50 долл. получают только 20% покупателей. Многие из них просто не берут или не сохраняют чек, не присылают заполненных форм. Некоторые просто ленятся делать это, другие (не ознакомившись внимательно с правилами предоставления скидки) неправильно заполняют требуемые документы или пропускают срок их представления. Как правило, чем больше возвращаемая сумма, тем больше труда затрачивают покупатели на заполнение документов. 

А скидки иногда могут быть весьма значительными. Например, фирма  Compaq (Даллас, Хьюстон) продает один из своих новых ПК (450 МГц, ОЗУ 64 Мб, ЖД на 6Гб) всего за 499 долларов. 15-дюймовый монитор этой фирмы стоит 300 долл., а струйный принтер - около 100 долл. То есть вся система обошлась бы потребителю за 900 долл. Но если клиент подпишет контракт сроком на три года на подключение к Интернету через компанию CompuServe2000 ($21,95 в месяц), то он/она получает скидку в 400 долл. А поскольку он/она купил все «железо» у одной фирмы, то она предоставляет ему дополнительную скидку еще в 200 долл. Итого полный комплект обойдется клиенту всего в 300 долларов. Если вы - студент колледжа (что не такая уж большая редкость), то эта сделка представляется весьма выгодной.

Компания Compaq старается сделать процедуру возврата денег предельно простой. Клиент заполняет всего одну форму и вместе с кодированным ярлыком (прикрепленном к упаковочной коробке) и чеком высылает на фирму. При соблюдении всех требований чеки начинают приходить уже через 8 - 10 недель. При несоблюдении условий контракта (что не такое уж и редкое событие) выплата денег клиенту прекращается и с него взимается штраф в 50 долл.

Такая программа скидок с подключением к Интернету через CompuServe2000 стала в Америке очень популярной. Ее предлагают практически все крупные производители компьютеров (фирмы IBM, Hewlett-Packard, Compaq, Apple, E-Machines), а также торговые дома, такие как Circuit City, CompUSA, OfficeMax. Американцы не были бы американцами, если бы они не предложили оказать клиентам услуги и в этом деле: следить за соблюдением сроков и своевременной выплатой скидок. Например, даллаская фирма How2.com Inc. Берет на себя (бесплатно!) оказание такой услуги (online). Клиенты могут на том же сайте фирмы познакомиться с перечнем продуктов и скидок, предлагаемых ее партнерами по бизнесу.

Еще одной такой компанией, которая «бесплатно» раздает компьютеры, является новая фирма FreeMac.com (Санта-Моника, Калифорния). В сентябре с.г. компания закупила 1 миллион компьютеров iMac у производителя - фирмы Apple Computer Inc.
Выпущенный в прошлом году компьютер iMac является большой удачей компании Apple и стоит примерно 1000 - 1300 долларов. Именно эти компьютеры и планирует «бесплатно» раздавать компания FreeMac.com. Взамен владелец машины должен подписать контракт, согласно которому он/она соглашается на 3-летнийц срок стать клиентом провайдерской фирмы Earthlink Network Inc. С
Оплатой ее услуг - 19,95  долл. в месяц (между прочим, оплата будет производиться с помощью кредитной карты одного из банков - First USA Visa - на что также должен согласиться клиент). Таким образом так называемая "бесплатная" раздача компьютеров на деле оборачивается созданием некоего сообщества клиентов, «привязанных» контрактом к этой фирме в течение трехлетнего срока. 

На первый взгляд, потребитель получает большие преимущества - он сразу становится владельцем хорошего компьютера ценой в 1000 -1300 долларов с оплатой (всего 720 долл.) в рассрочку на 3 года. Однако скептики уже успели раскритиковать эту систему. Они отмечают, во-первых, что клиент будет в течение трех лет «привязан» к одному провайдеру при фиксированной скорости соединения (56 Кб/с). В то же время уже сейчас появляются системы, позволяющие соединяться с Сетью на скорости 1 Мб/с и даже выше. Появляются также новейшие цифровые устройства, которые могут обеспечить значительно более широкий канал связи, чем ныне существующие, что, кстати, необходимо для ряда приложений (трехмерная графика, прием видеопрограмм и др.). Сам компьютер может быстро морально устареть и не подлежать модернизации.

Более того, со временем оплата доступа в Интернет становится все ниже, и в перспективе эта услуга может стать практически бесплатной. А клиент, согласно контракту, долже будет по-прежнему платить по $20 в месяц до конца трехлетнего срока. Так что владение «бесплатным» компьютером может со временем оказаться для него/нее весьма обременительным. Тем более что богатые и избалованные американцы очень взыскательны к качественным характеристикам закупаемых ими товаров. Что сошло бы в бедных развивающихся странах, может не пройти в Америке. Тем не менее, и этот вид торговли развивается довольно динамично. За последний год число таких программ значительно возросло (см. таблицу): 

Август 1998  -  0
Ноябрь 1998  -  2
Февраль 1999 - 7
Май 1999   -    25
Август 1999 - 75

Вот так вкратце обстоят дела на зарубежных рынках «бесплатных» товаров и услуг. Очевидно, что российские предприниматели смогут
почерпнуть немало полезного из «передового» зарубежного опыта.

********
02.11.99
Николай Степанов

[Вернуться]


Rating@Mail.ru Rambler's Top100